100-летие боёв в Японском море и Корейском проливе

Вид часовни с Английской набережной.

10 августа 2004 г. в часовне Св. Николая Чудотворца храма-памятника морякам Спаса-на-Водах была отслужена панихида по русским морякам, погибшим в морских сражениях русско-японской войны: боя порт-артурской эскадры в Желтом море 28 июля 1904 г.(по ст. стилю) и боя владивостокской бригады крейсеров "Россия", "Громобой", "Рюрик" в Корейском проливе 1 августа 1904 г. (по ст. стилю).

Панихида, на переднем плане внучки морского министра адмирала И.К.Григоровича Ольда Вадимовна Петрова и Кира Вадимовна Панина.


Эти два боевых эпизода войны на море служат свидетельствами мужества и доблести русских моряков, их высокого профессионализма и верности клятве: За Веру, Царя и Отечество!

На прорыв во Владивосток из осаждённого Порт-Артура, под командованием контр-адмирала Вильгельма Карловича Витгефта, вышли эскадренные броненосцы: "Цесаревич" - флагманский корабль, "Ретвизан", "Победа", "Полтава", "Пересвет" и "Севастополь", крейсеры: "Аскольд", "Паллада", "Новик" и "Диана", эскадренные миноносцы: "Выносливый", "Властный", "Грозовой", "Бойкий", "Бесшумный", "Бесстрашный", "Беспощадный", "Бурный", а также госпитальное судно "Монголия". Вместе с эскадрой в море вышел и эскадренный миноносец "Решительный". Он должен был пробиться в китайский порт Чифу, передать оттуда телеграмму наместнику Алексееву о начале операции.

Многие русские корабли шли с неисправностями, эскадренный броненосец "Ретвизан" имел наскоро заделанную подводную пробоину в носовой части, и эти обстоятельства препятствовали маневрированию и поддержанию скорости. Часть корабельных орудий была снята для нужд сухопутной обороны, что дополнительно ослабляло эскадру. Противник был значительно сильнее. К нескольким дивизионам японских эскадренных миноносцев в 11.30. добавились главные силы адмирала Х.Того: эскадренные броненосцы "Mikasa", "Asahi", "Fudji", "Shikishima", броненосные крейсера "Nissin" и "Kassuga", отряды крейсеров: "Yakumo", "Kassagi", "Chitose", "Takasago", а также: "Akashi", "Suma", "Akitsushima", "Itsukushima", "Hashidate"…

Умелым маневром русская эскадра оставила позади японские корабли. "Флотоводец" Того неожиданно уступил "штабисту" Витгефту. Маневры русских были обескураживающе эффективны для атакующей японской стороны. Стрельба русской артиллерии наносила японцам ощутимые потери, многие японские корабли получили серьёзные повреждения. Неудачные повороты Того привели к тому, что его флагман "Mikasa" почти пятнадцать минут находился на траверзе русских броненосцев под их убийственным огнём. Н.О.Эссен, командир эскадренного броненосца "Севастополь", писал: " многие орудия на "Mikasa" молчали, кормовые части у "Asahi" и "Shikishima" разворочены, у "Mikasa" посередине сквозная надводная пробоина, по-видимому, от 12-дюймового снаряда "Севастополя", около боевой рубки всё разворочено, мостик снесён и над передней частью корабля дым". На русских кораблях "настроение команды было прекрасное… Было полное спокойствие, уверенность в своих силах, решимость драться насмерть", - свидетельствовал старший офицер эскадренного броненосца "Полтава". Одного точного попадания снаряда калибра 305 мм, выпущенного из орудия "Полтавы" в японский флагманский крейсер "Yakumo", хватило, чтобы отряд японских крейсеров прекратил преследование русских кораблей.

Открывался путь на Владивосток. На несколько часов японский флот скрылся за горизонтом. Но, пользуясь своим преимуществом в скорости, флот Х.Того стал догонять корабли Витгефта и в 17.00. бой возобновился. Противники шли параллельными курсами, интенсивно обстреливая друг друга, без видимого перевеса сторон. В 17.37. разрывом японского снаряда был убит В.К.Витгефт, находящийся на открытом нижнем мостике главного командного пункта. Вместе с ним погибли офицеры штаба, был ранен командир броненосца Иванов. Спустя восемь минут второй японский снаряд повредил приборы управления огнём и рулевой привод "Цесаревича". Русский флагман резко накренился влево, выходя из строя. В этот момент Х.Того уже отдал приказ о выходе японского флота из боя, зная о серьёзных разрушениях своих кораблей, потерях личного состава, израсходованном боезапасе. Выход японцев из боя означал бы несомненный успех русских. Этот приказ японские сигнальщики не успели поднять. Увидев кренящийся "Цесаревич", Того отменил свой приказ. Русские броненосцы маневрировали вокруг своего флагмана, прикрывая его. Командир эскадренного броненосца "Ретвизан" Щенснович направил свой корабль к японскому строю, пытаясь протаранить броненосец "Mikasa". Того отошел, увеличив дистанцию. На "Ретвизан" обрушился весь огонь японских броненосцев. Этот жертвенный поступок позволил исправить повреждения на "Цесаревиче". Командование эскадрой принял контр-адмирал Ухтомский, принявший решение возвращаться в Порт-Артур. Эскадренный броненосец "Цесаревич", крейсеры "Аскольд", "Диана" и "Новик", а также несколько эскадренных миноносцев пошли на прорыв. Остальные вернулись на рейд Порт-Артура. Ни один корабль русской эскадры не был уничтожен в сражении. Этот бой показал силу и выучку русских моряков, нисколько не уступавших своему противнику в смелости, отваге и решимости добиться победы. Находясь в гораздо слабейшей позиции, теряя в скорости хода, выйдя из осаждённой крепости после длительного перерыва, моряки России фактически оказались сильнее своего врага, подавлявшего числом, мощью, близостью своих хорошо оснащённых баз и свободой манёвра. Если бы не роковой снаряд, ударивший в "Цесаревича"…

Навстречу порт-артурской эскадре из Владивостока вышли три крейсера под флагом контр-адмирала К.П.Иессена: "Россия", "Громобой", "Рюрик". Ранним утром 1 августа в Корейском проливе, в 36 милях севернее острова Цусима их атаковал сильнейший отряд японских крейсеров контр-адмирала Г. Камимура: "Izumo", "Azuma", "Tokiwa", "Iwate", "Naniwa", "Takachiho", которые имели полное преимущество в артиллерийском вооружении и скорости хода. Самые тяжелые разрушения пришлись на долю крейсера "Рюрик". В носовой части крейсера возник пожар, был тяжело ранен командир корабля капитан 1 ранга Трусов, повреждено рулевое управление. "Рюрик" резко сбавил ход и на нём был сосредоточен огонь японских кораблей. На выручку "Рюрику" подошли остальные два русских крейсера. Один из снарядов, выпущенный "Рюриком" попал в каземат "Iwate", вызвав взрыв находившихся там боеприпасов. В результате были уничтожены 3 орудия калибра 152 мм и одно калибра 76 мм, повреждены конструкции борта и палубы, погибли 40 человек, 37 были ранены. Как оказалось впоследствии, это был самый результативный выстрел за всю войну 1904-1905 гг. на море. Но крейсера Камимуры продолжали засыпать снарядами повреждённый "Рюрик". Одно за другим выходили из строя орудия крейсера. Иессен решил увести от "Рюрика" сильнейшего противника. В 8.25. "Россия" и "Громобой" увеличили ход, за ними погнались 4 японских крейсера. Несмотря на преимущество в скорости и подавляющий перевес в артиллерии, японцам не удалось уничтожить два русских крейсера. На "России" были пробиты три трубы, повреждены котлы, вышли из строя несколько орудий, крейсер получил 36 попаданий. В "Громобой" попало 25 снарядов, командир крейсера капитан 1 ранга Дабич был тяжело ранен. Также получившие десятки попаданий от ожесточенно отвечавших крейсеров Иессена, японские корабли, израсходовавшие почти весь боезапас, прекратили преследование и вернулись к погибавшему "Рюрику". Разбитый русский корабль изредка отвечал огнём своих немногих уцелевших орудий на яростный обстрел японских крейсеров и добился точного попадания в "Naniwa" и "Takachiho". Принявший командование крейсером лейтенант Константин Иванов 13-й пытался таранить противника, выпустив торпеду(!) в "Takachiho".Видя бесполезность дальнейшего сопротивления, русские моряки приняли решение затопить корабль. Священник крейсера иеромонах Алексей Оконечников писал: "Видя всё это, я пошёл исповедовать умирающих. Они лежали в трёх палубах по всем отсекам. Среди массы трупов, среди оторванных рук и ног, среди крови и стонов я стал делать общую исповедь (то есть для всех одну!). Она была потрясающа: кто крестился, кто тянул ко мне руки, кто, не в состоянии двигаться, смотрел на меня широко раскрытыми глазами, полными слёз… картина была ужасная…Наш крейсер медленно погружался в море…"

Подвиг моряков крейсера "Рюрик" оказался незаслуженно забытым. Именно этим героическим событиям посвятил в 1985 г. свой роман "Крейсера" Валентин Пикуль. Бывший священник крейсера "Рюрик" о. Алексей Оконечников стал впоследствии первым настоятелем петербургского храма-памятника морякам Спаса-на-Водах.

главная стрница