27-летие Комитета восстановления храма Спаса-на-Водах.

Пресс-конференция и круглый стол на тему: «Подводная лодка Российского императорского флота «Сомъ». Команды на всплытие не будет?»




22 ноября 2017 г. в здании выставочного павильона комплекса часовни Св. Николая морского храма Спаса-на-Водах состоялась пресс-конференция и круглый стол на тему: «Подводная лодка Российского императорского флота «Сомъ». Команды на всплытие не будет?»

В этот же день исполнилось 27 лет Санкт-Петербургскому Комитету восстановления храма Спаса-на-Водах.

Основной докладчик на пресс-конференции и круглом столе:Алексей Михайлов, руководитель компании «Ixplorer ehf.», морской археолог с мировым именем, на его счёту 55 успешных судоподъёмов, именно команда дайверов под его руководством летом 2015 г. обнаружила подводную лодку «Сомъ» на глубине 80 метров у берегов Швеции.

Подводная лодка «Сомъ» (1901 г. постройки) - символический прародитель современного российского подводного флота. Одна из первых подлодок в мире, способная вести боевые действия в открытом море. Корабль-участник русско-японской и Первой Мировой войн.

Во время русско-японской войны, в апреле 1905 г. ПЛ «Сомъ» под командованием лейтенанта князя Владимира Трубецкого впервые в истории отечественных подводных сил, умело маневрируя, атаковала японские миноносцы, заставив их покинуть акваторию близ Владивостока. Экипаж подлодки успешно и безаварийно выполнял боевые задания, ставя рекорды по длительности пребывания в море, в том числе — впервые подо льдами, и всё это при очень несовершенном уровне техники, ведь история подводных плаваний ещё только начиналась.

Подводная лодка «Сомъ» потерпела крушение во время Первой Мировой войны, в боевом дозоре у берегов Швеции 16 мая 1916 г., протараненная шведским пароходом «Онгерманланд», унеся на дно Балтики тайну своей гибели и экипаж из 18-ти моряков во главе с командиром, лейтенантом Хрисанфом Бугураевым.

Подъем ПЛ «Сомъ» осуществим, что подтверждается обследованиями, проведёнными специалистами России и Швеции, корабль стоит на ровном киле, коррозия корпуса незначительна.

После подъёма и возвращения на Родину, легендарная подлодка должна быть отреставрирована и установлена на вечную стоянку. К слову сказать, Россия на сегодняшний день располагает всего несколькими сохранившимися историческими кораблями-памятниками. В петербургской часовне Спаса-на-Водах в 2016 г. на средства ветеранов флота была установлена памятная доска, посвящённая экипажу подводной лодки «Сомъ».

Организация возвращения субмарины на родину стопорится все два с лишним года с момента её обнаружения. Дело идёт к тому, что находящийся на дне уникальный корабль, возможно, будет признан «воинским захоронением», что в этом конкретном случае будет означать слабовольный отказ от технически выполнимого подъёма хорошо сохранившейся реликвии русского флота и несомненно негативно скажется на морском престиже России.

В мире известны тысячи случаев удачных судоподъёмов. На слуху подъёмы: подводной лодки «Курск» и океанского лайнера «Costa Concordia”...Недавно у берегов Шпицбергена со дна был поднят разбившийся российский вертолёт.

Участники пресс-конференции и круглого стола надеются на ускорение принятия властных решений о подъёме подводной лодки «Сомъ».

Нет сомнений в том, что наша страна в обозримом будущем имеет уникальный шанс получить святыню русского флота, - подлинный исторический корабль, который был участником героических событий. Всё, что будет связано с подъёмом корабля, возданием почестей погибшему экипажу, торжественной встрече подлодки в российском порту, установке субмарины на вечную стоянку – вызовет патриотический подъём, послужит укреплению народных традиций и единению нации.

автор фото - Алексей Дунаев


Фоторепортаж



Освещение в средствах массовой информации:


"Морские вести" (в эфире на телеканале "Санкт-Петербург")

Санкт-Петербургские ведомости

"5-й канал"

Сюжет телеканала "Санкт-Петербург"


главная стрница